Государственные закупки

Государственные закупки – это один из механизмов страны, который позволяет обеспечивать всем необходимым государственные органы и учреждения, позволяет выполнять государственные программы на местном и республиканском уровне, поддерживать работоспособность государственных структур и страны в целом. На первый взгляд может показаться, что значение государственных закупок сильно преувеличено, но это не так. В любой стране нет ни одной сферы деятельности, которой бы не коснулась тема госзакупок и закупок частных компаний. Почему?

Госзакупки проводятся различными способами: запрос ценовых предложений, конкурс, аукцион – это основные виды закупок, каждый из которых подразделяется еще на несколько. Все из перечисленных видов тендеров например Украинская Универсальная Биржа госзакупки преследуют одни и те же цели – обеспечить максимальную эффективность расходования бюджетных средств.

Запрос ценовых предложений обеспечивает максимально эффективное приобретение услуг, товаров или работ в финансовом плане, так как единственным критерием определения поставщика является цена – победителем назначается поставщик, поставивший минимально низкую цену. Кроме того данный вид закупок очень эффективен с точки зрения сроков, он позволяет организовать и провести тендер в очень короткие сроки, что так же немаловажно.

Конкурс – это другой способ проведения закупки, тут основным критерием выступает качество предоставляемого товара, работы или услуги, либо компромисс качество-цена (в зависимости от ситуации), но цена как таковая уже не является основным критериям для определения победителя. Государственные закупки Республики Казахстан способом открытого конкурса проводятся в 2 этапа:

Первый этап служит для отбора потенциальных поставщиков, соответствующих требованиям конкурсной документации (а значит заказчика). На данном этапе поставщики не подают ценовых предложений, а направляют заказчику пакет документов, соответствующий требования конкурсной документации, для подтверждения своей квалификации. После прохождения данного этапа, специально созданная конкурсная комиссия определяет поставщиков, которые соответствуют всем требования, в дальнейшем такие поставщики допускаются на второй этап, остальным же направляется отказ с описанием причин. Второй этап — предоставление поставщиками ценовых предложений, при этом низкая цена по прежнему не является критерием для определения победителя. Конкурсная комиссия сравнивает разные ценовые предложения и в итоге победителем назначается поставщик предоставивший наиболее выгодные условия.

Аукцион – это еще один вид закупок, который содержит элементы как ценовых предложений, так и конкурса. Поставщики так же направляют документацию подтверждающую квалификацию (как в конкурсе), но победителем назначается поставщик поставивший наименьшую цену, при этом торги проводятся в режиме реального времени и участники видят самое низкое ценовое предложение на данный момент, что стимулирует к максимальному понижению цены.